3.3.4. Условия дорожного движения

Правила проезда конкретного перекрёстка (например, перекрёстка с круговым движением) могут быть регламентированы однозначно. Дополнительная информация о проезде такого перекрёстка не требуется.

Но чаще на перекрёстках бывают размещены дорожные знаки, светофоры или нанесена разметка, определяющие конкретные правила проезда этого перекрёстка (например, запрет поворота в определённом направлении или разрешение разворота). Для построения правильных маршрутов требуется информация об этих правилах.

Для картирования этой информации перекрёсток может быть связан со специальным объектом Карты — «Условием дорожного движения».

Внимание.

В настоящий момент не создаются маневры, действующие исключительно на грузовой транспорт.

На Народной карте используются «Условия дорожного движения» трёх типов:

1) Запрещённый манёвр

Применяется для отображения действия знаков типа «Поворот направо запрещён», «Поворот налево запрещён» и т. п. Примеры использования см. в разделе 3.3.4.3. Условия дорожного движения: примеры

Условиями данного типа также отображаются:

  • препятствия ─ объекты, отделяющие участок дороги от дорожной сети: контрольно-пропускные пункты, шлагбаумы, ворота, дорожные знаки «Въезд запрещён», бетонные блоки и т. п. (см. раздел 3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах);

  • запреты на проезд при наличии исключений для определённых транспортных средств, см. п. 3.1.7.4.1;

  • въезды, не использующиеся в настоящее время и постоянно закрытые;

  • запреты на какой-либо манёвр для определенного вида транспорта, указанные в ПДД (например, запрет поворота налево для велосипедистов на многополосных автодорогах);

  • технические запреты на более длинный проезд перекрестка, при наличии короткого проезда по съезду/основной дороге. Например:

    Примечание. Проезды по круговому движению и развороты отмечаются техническими манёврами только в том случае, когда они запрещены знаками или разметкой. Например:

  • технические запреты на короткий проезд перекрестка, не предусмотренный ПДД:

    Примечание. Технические запреты должны наноситься на карту с участием минимального количества рёбер дорожного графа.
  • запреты кольцевого разворота на перекрёстке — применяются только сотрудниками в исключительных случаях, когда на перекрестке двухрёберных дорог маршрут прокладывается с использованием двух разворотов подряд:

  • ограничения или препятствие, действующее для прохода именно пешеходов и/или велосипедистов на определенную территорию (например, въезд только для автомобилей через КПП), при наличии альтернативного входа и выхода с территории.

2) Разрешённый разворот

Устанавливается:

  • на однорёберных дорогах классов 1-7 в местах разрыва сплошной разметки;
  • в пересечениях однорёберных дорог классов 1-7 (за исключением случаев, где разворот запрещён знаком) с дорогами классов 1-9;
  • на дорогах класса 1-9 — если в данном месте осуществляется разворот маршрутного транспорта (при этом в поле «Доступен для» включается только значение «Общественный транспорт»).

Примеры использования см. в разделе 3.3.4.3. Условия дорожного движения: примеры.

3) Ограничение на въезд, вход
Применяется для отображения:
  • шлагбаумов (в том числе шлагбаумов на платных парковках и шлагбаумов на въезде на общедоступную территорию аэропортов);

    Примечание. В поле Действует для следует указывать те транспортные средства, на которые распространяется данное ограничение (за исключением ОТ): например, если через ограничение нельзя проехать на велосипеде не спешившись, то его следует включить в указанное поле.
  • контрольно-пропускных пунктов, проходных (ограничивающих проезд транспорта и/или проход пешеходов);

  • въезда на территорию по единственной дороге, если он закрыт знаком «Въезд запрещён» или его аналогом, но фактически под знак разрешено проезжать местным жителям и работникам организаций, расположенных на закрытой знаком территории. Ограничение в таком случае устанавливается в ближайшем пересечении перед знаком;
  • ситуации, когда проезд по общедоступной дороге (класс 6-7, не помечена атрибутом «Жилая зона» из-за установленных в других местах знаков) с одной стороны ограничен знаком «Движение запрещено» или «Движение механических транспортных средств запрещено», а с другой стороны беспрепятственен. Ограничение в таком случае устанавливается в ближайшем пересечении перед знаком.

Ограничения на въезд/вход не устанавливаются для следующих объектов:

  • шлагбаумы на железнодорожных переездах (см. раздел 3.8.6. Железнодорожные переезды);

  • шлагбаумы на пунктах оплаты проезда платных дорог, в том числе на паромных и ледовых переправах;

  • шлагбаумы на участках дорог с доступностью только для общественного транспорта (или для общественного транспорта в сочетании с пешеходами и/или велосипедистами);

  • никогда не закрывающиеся ворота и шлагбаумы;
  • КПП на государственных границах;

  • знаков «въезд запрещен» с поясняющей табличкой, что знак не действует для людей, проживающих за знаком, работников организации и т. п., а также знаков «движение запрещено», установленных перед дорогой класса 8;
  • шлагбаумы на выездах с ограниченной территории, независимо от количества выездов на местности.

См. также раздел 3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах.

Объект «Условие дорожного движения» задаётся как совокупность компонентов:

  1. Пересечение (или перекрёсток), на котором условие движения вступает в силу.
  2. Тип условия движения: «Запрещённый манёвр», «Разрешённый разворот», «Ограничение на въезд, вход» или «Железнодорожный переезд».
  3. Участок или участки дороги, на которых действует условие движения.

    Для условий «Разрешённый разворот» и «Железнодорожный переезд» это один участок дороги.

    Для условий «Ограничение на въезд, вход» и «Запрещённый манёвр» это два участка дороги или более — до и после того пересечения, на котором вступает в силу условие движения.

Условие дорожного движения может быть задано только после того, как завершено картирование участков дороги, на которые оно распространяется.

Для каждого перекрёстка может быть задано столько условий движения, сколько необходимо.

Примечание.

Кроме условий движения, на пересечениях участков дорог может быть задано наличие камер видеофиксации (подробнее см. раздел 3.8.3. Камеры видеофиксации нарушений ПДД) и светофоров (подробнее см. раздел 3.8.4. Светофоры).

Ниже описаны:

В разделе 3.3.4.3. Условия дорожного движения: примеры приведены примеры задания условий дорожного движения. Примеры приведены также в разделе 3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах.

3.3.4.1. Условие движения: добавление

Условие дорожного движения можно добавить разными способами:

  • Выбрать команду Создать → Дорожная инфраструктура, в открывшейся панели выбрать нужное условие дорожного движения, затем выбрать на карте то пересечение, с которым будет связано новое условие.

  • Выбрать на карте нужное пересечение, затем связать с ним новое условие движения.

Дальнейшие действия выполняются одинаково. Чтобы задать условие движения:

  1. Определите нужное пересечение (например, по наличию дорожного знака).

    Если такого пересечения нет, его следует создать.

    Например, на рисунке предписывающие знаки перед перекрёстком показывают обязательные направления движения и запрещают поворот налево:

    На Яндекс Карте это место выглядит так (направление движения указано зелёной стрелкой):

  2. Нажатием выделите пересечение на карте (откроется панель атрибутирования Пересечение дорог):

  3. В открывшейся панели атрибутирования Пересечение дорог, в области Условия движения или Железнодорожный переезд, нажмите Добавить. Откроется панель Условие движения):

  4. В открывшейся панели Условие движения выбором из списка задайте значение типа манёвра:

  5. На карте нажатием укажите начальный элемент манёвра — участок дороги, на который распространяется условие движения, до того перекрёстка, на котором оно вступает в силу:

    Заданный (начальный) элемент манёвра помечается красной стрелкой:

    Если на предыдущем шаге задан тип манёвра «Разрешённый разворот», то указывается только один (начальный) элемент манёвра.

    При создании на карте он помечается значком:

    Панель дополнена кнопкой Перерисовать .

    Примечание.

    При её нажатии введённые данные удаляются и задание условия движения выполняется повторно.

  6. На карте нажатием укажите конечный элемент (или несколько элементов) манёвра (участок или несколько участков дороги, на которые распространяется условие движения, после того перекрёстка, на котором оно вступает в силу):

    Заданный (конечный) элемент манёвра также помечается красной стрелкой:

    Повторное нажатие на участок дороги исключает его из состава манёвра.

    Примечание. При создании манёвра в его состав необходимо включать минимальное число рёбер, которые однозначно опишут запрет/ограничение.

    При создании запрещённого/ограничивающего манёвра на перекрестке, в который входит дорога, отрисованная в два ребра, узлом для разметки манёвра следует выбирать тот узел, который является начальным для проезда перекрестка в соответствующем направлении:

    Правильно Неправильно

  7. В поле Действует для укажите, на какие виды транспортных средств распространяется действие манёвра.

    Значение атрибута задаётся нажатием нужной кнопки левой кнопкой мыши (последовательные нажатия включают/выключают признак доступности участка дороги для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, грузовиков, легковых автомобилей).

    Примечание.

    Для условий дорожного движения «Разрешенный разворот» и «Ограничение на въезд/вход» в значении атрибута «Действует для» общественный транспорт должен быть отключен (быть неактивен).

    Редактировать атрибут общественного транспорта в поле «Действует для» разрешается только сотрудникам и пользователям, имеющим экспертные права в слое «Транспорт» или права на редактирование ниток ОТ (указанные правки вносятся в случаях исключительной необходимости).

    Для уже существующих на карте манёвров редактирование доступности ОТ не является обязательным.

    Включение/выключение признака маркируется отображением пиктограммы (при выключении признака доступности кнопка становится полупрозрачной):

    Примечание.

    Включение признака доступности велосипедисту в атрибутах условия движения является обязательным условием создания маневра на дороге класса 10, даже если на участках дорожного графа, участвующих в маневре, доступность велосипедисту отключена.

    Включение признака доступности пешеходу в маневре, действующем на участки графа с выключенной пешеходной доступностью, является избыточной, но не ошибочной информацией.

  8. Для некоторых условий движения, действующих с временными ограничениями (т. е. не постоянно, а только в определённые периоды), укажите эти ограничения.
    Внимание. Для общественного транспорта временные ограничения не задаются.

    Временные ограничения указываются только для следующих условий движения:

    • типа «Запрещённый маневр» на дорогах с автомобильным движением;
    • типа «Ограничение на въезд, вход» для пешеходов и любых видов транспорта, кроме общественного.

    Временные ограничения могут быть указаны для любого вида ТС, на который они распространяются, и их следует создавать в следующих случаях:

    • Время действия ограничения отражено на знаках дорожного движения. Например:

    • Проезд или проход по дороге ограничен в связи с графиком работы территории, на которой расположена дорога.

    При этом если точное время закрытия движения для пешеходных или велопешеходных дорог не известно, то в ограничении указывается интервал с 10 часов вечера до 6 часов утра.

    Временные ограничения не указываются в следующих случаях:

    • Проезд по дороге закрывается по нерегулярному графику и может быть изменён (например, связан с разводом мостов).

    • Проезд по сезонным дорогам, наличие/отсутствие которых напрямую связано с погодными условиями (например, ледовые/паромные переправы).

    Об этих случаях сообщайте, пожалуйста, сотруднику, ответственному за регион.

    Для указания временных ограничений:

    1. В панели атрибутирования Условия движения нажмите строку Добавить временное ограничение:

    2. В открывшихся полях укажите значения ограничений:

      • Время: время начала и окончания действия условия.

        Время задается в формате <ЧЧ:ММ>, четырьмя цифрами. Например 8 часов 00 минут записывается как 08:00, а 23 часа 30 минут — как 23:30.

        Если значения полей не заданы (пусты), условие действует постоянно.

      • В период: даты начала и окончания действия условия.

        Даты задаются в формате <ДД.ММ>, четырьмя цифрами. Например 1 апреля записывается как 01.04, а 23 ноября — как 23.11.

        Если значения полей не заданы (пусты), условие действует постоянно.

      • Будни, дни недели и выходные — устанавливаются флажки требуемых переключателей.

        По умолчанию установлены все флажки. Если условие действует не по всем дням недели, то нужные флажки надо снять. Например, если условие движения действует только по будним дням, то снять следует флажки в полях «Выходные»:

      Если условие предусматривает несколько разных временных рамок (например, для будних и для выходных дней или для разных календарных периодов), следует повторным нажатием строки Добавить временное ограничение открыть вторую (аналогично — последующие) область задания временных ограничений и указать требуемые значения ограничений.

      Удалить лишнюю область задания временных ограничений можно нажатием кнопки  (Удалить).

      Примечание.

      Временной запрет действует для всех отмеченных транспортных средств. Если требуется для каждого вида ТС создать индивидуальное ограничение (например, для грузовых — ночью, для автобусов — днём), то для каждого вида ТС создаётся отдельное условие движения.

      В качестве интервала временного запрета следует указывать временные промежутки, в течение которых действует ограничение, в остальное время указанное условие движения действовать не будет.

  9. На панели атрибутирования объекта нажмите кнопку .
  10. Панель Условие движения закроется, а в открывшейся панели Пересечение дорог, в области Условия движения, появится ссылка запрещённый манёвр. Если с одним пересечением связано несколько манёвров, то с каждым из них будет связана собственная ссылка:

    Переход по ссылке открывает панель Условие движения.

    Объект будет сохранён на карте, пересечение при наличии заданного условия движения выделяется зелёным цветом:

3.3.4.2. Условие движения: редактирование, откат правок и сообщение об ошибке модератору

Чтобы отредактировать условие движения:

  1. Нажатием выделите пересечение на карте. В открывшейся панели атрибутирования, в области Условия движения, перейдите по нужной ссылке:

    Откроется панель Условие движения.

  2. Чтобы отредактировать условие, в открывшейся панели Условие движения:
    1. Нажмите кнопку Изменить.
    2. Выбором из списка задайте нужное значение типа манёвра:

    3. Нажатием на карте измените (при необходимости) начальный и конечный элементы манёвра.

      Повторное нажатие на участок дороги исключает его из состава манёвра.

    4. В поле Действует для измените перечень видов транспортных средств, на которые распространяется действие маневра (для условий дорожного движения «Разрешенный разворот» и «Ограничение на въезд/вход» включение и отключение общественного транспорта в данном поле допускается в исключительных случаях сотрудникам и пользователям, имеющим экспертные права в слое «Транспорт» или права на редактирование ниток ОТ).
    5. Измените (при необходимости) временные ограничения действия манёвра.
    6. На панели атрибутирования объекта нажмите кнопку .

      Объект будет сохранён на карте, пересечение при наличии заданного условия движения выделяется зелёным цветом.

  3. Откат правок можно использовать для возвращения объекта в состояние, предшествовавшее началу его редактирования (вплоть до последнего одобренного модератором состояния). Если объект создан недавно и ещё не был одобрен модератором, то откат правок объекта приводит к его удалению.

    Удаление объекта как самостоятельная операция доступно только модераторам Народной карты. Пользователи карты могут удалить ошибочно созданный объект, выполняя операцию отката правок вплоть до исчезновения объекта (если объект только что создан и пока не одобрен модератором). Если же удалить требуется ранее созданный объект, уже одобрявшийся модератором, то следует сообщить модератору.

    Процедура отката правок описана в разделе 2.10.6. Объект: откат правок, сообщение об ошибке, удаление объекта, ссылка на объект.

  4. Если объект уже одобрен модератором, то откат правок возвращает объект к одобренному состоянию. В этом случае самостоятельное удаление объекта пользователю недоступно, и для удаления объекта следует сообщить модератору. Сообщение об ошибке может быть отправлено модератору не только в связи с необходимостью удаления объекта, но и по другим поводам.

    Процедура отправки сообщения об ошибке описана в разделе 2.10.6. Объект: откат правок, сообщение об ошибке, удаление объекта, ссылка на объект.

3.3.4.3. Условия дорожного движения: примеры

Условия дорожного движения нужно задавать на таких перекрёстках, где для автоматического построения маршрута необходима дополнительная информация о дорожных знаках, светофорах или разметке, определяющих конкретные правила проезда этого перекрёстка.

В разделе приведены примеры условий дорожного движения:

Пример 1. Запрет правого поворота на перекрёстке

Перед перекрёстком установлены предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие поворот направо:



Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения (запретом правого поворота на перекрёстке):



Примечание. В примере показано одно из нескольких условий дорожного движения на сложном перекрёстке.

Пример 2. Запрет левого поворота на перекрёстке

Перед перекрёстком установлены предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие поворот налево:



Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения (запрета левого поворота на перекрёстке):



Пример 3. Запрет разворота

На перекрёстке разрешено движение прямо и налево, но запрещён разворот:



Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке. В состав манёвра включены два участка дороги после перекрёстка, на которые действует запрет (указаны зелёными стрелками) — чтобы не оказался запрещён разрешённый левый поворот:



Пример 4. Запрет разворота (запрет поворота и предписанные направления движения)

Перед перекрёстком установлен знак запрета поворота налево, а также предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие разворот:



Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке:



Пример 5. Запреты поворотов при раздвоении дорог и на перекрёстках со съездами

Пример 5.1. Раздвоение дороги

Улица при подходе к перекрёстку раздваивается на съезды, что порождает запрет разворота:



Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке (запрет разворота при раздвоении дороги на съезды):



Примечание.

Если запрет такого типа не задан, то при заторе на основной дороге автоматический маршрутизатор может построить маршрут, включающий запрещённый манёвр.

Пример 5.2

Три двухрёберные дороги пересекаются через раздвоения рёбер:

Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты/развороты в узле пересечения центральных участков дорог отмечены красными стрелками):

Пример 5.3. Перекрёсток дорог со съездами

Перекрёсток дорог со съездами:

Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты отмечены красными стрелками):

Пример 5.4

Три однорёберные дороги пересекаются через раздвоения рёбер:

Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты отмечены красными стрелками):

Пример 6. Разрешённый разворот в месте разрыва сплошной разметки

Разрешённый разворот в месте разрыва сплошной разметки задаётся соответствующим условием движения:

Пример 7. Разрешённый разворот (не запрещённый)

На перекрёстке однорёберных дорог, где нет знаков, запрещающих разворот, должно быть задано четыре манёвра типа «разрешённый разворот»:

Разворачиваться можно на всех перекрестках, на которых знаком не запрещён разворот, и не заданы направления движения по полосам, запрещающие разворот.

Также может быть запрещён разворот на перекрестке с дорогой, имеющей одностороннее движение.

Развороты на пересечении однорёберных дорог с двухрёберными, при условии, что они не запрещены ПДД, следует рисовать «внутри» перекрёстка — так, как указано на рисунке ниже (белой стрелкой указано ошибочное место для нанесения разрешённого разворота):

Пример 8. Запрет левого поворота для велосипедов по ПДД

Велосипедистам запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайными путями посередине дороги и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Поэтому на перекрестке с дорогой с трамвайным движением нужно добавить запрет на левый поворот для велосипедов:

Пример 9. Запрет кольцевого разворота на перекрёстке

Применяется в исключительных случаях, когда на перекрёстке двухрёберных дорог маршрут прокладывается с использованием двух разворотов подряд:

В таких случаях разрешается добавить сложный запрет разворота (при этом следует обязательно добавить пример некорректного маршрута в комментарии к объекту на карте):